Строительное производство

Строительное производство

Основы строительного производства

Строительное производство RSS Feed
 
 
 
 

Конструкции фундаментов под машины

По конструкции фундаменты машин с динамическими нагрузками делятся на два основных вида — массивные (жесткие) и рамные — с нежестким верхним строением.

Наибольшее применение имеют массивные фундаменты, пригодные для установки машин всех видов.

Массивные фундаменты выполняют в виде сплошных блоков или плит с выемками, шахтами и отверстиями, необходимыми для размещения и крепления частей установки (машины, вспомогательного оборудования и коммуникаций), а также для ее обслуживания в процессе эксплуатации.

В зависимости от особенностей компановки машинных установок эти фундаменты устраивают без подвала или с подвалом.

Фундаменты бесподвального типа, являющиеся наиболее распространенными, отличаются отсутствием развитой надземной части и применяются для машин, устанавливаемых на уровне нижнего этажа здания.

Фундамент представляет собой бетонный блок, верхний обрез которого совпадает с уровнем пола здания. Для крепления машины к фундаменту используют анкерные болты, закладываемые в специальные шахты. Отсутствие глубоких выемок и отверстий в верхней части позволило устроить его в виде плиты толщиной всего 600 мм.

Фундаменты подвального типа имеют сильно развитую надземную часть. Эти фундаменты в свою очередь разделяются на имеющие массивную верхнюю часть и стенчатые, верхнее строение которых образовано продольными или поперечными стенами.

Конструкция фундамента подвального типа с массивной верхней частью под горизонтальную паровую машину. Здесь основанием для верхней части служит бетонная подушка прямоугольного в плане очертания. Фундамент подвального типа со стенчатым верхним строением под моторгенератор мощностью 750 кВт. Несущие стены его расположены в поперечном по отношению к оси установки направлении, установлены на нижнюю подушку и связаны поверху продольными ригелями. Возможно устройство фундаментов и с продольным направлением стен, связываемых поперечными стенами и ригелями.

Следует отметить, что существуют конструкции фундаментов, занимающие промежуточное положение между подвальными и бесподвальными.

В качестве примера такой конструкции можно предложить фундамент под лесопильную раму, имеющий развитую надземную часть, не доходящую до уровня перекрытия над подвалом. При известных условиях, в особенности в случае установки машин, при работе которых возникают значительные горизонтальные неуравновешенные силы инерции, оказывается целесообразным устанавливать по несколько машин на одном фундаменте.

В качестве материала для массивных фундаментов, применяется железобетон, а для фундаментов под маломощные машины — неармированный бетон или бутобетон.

Конструктивные формы рамных фундаментов, относящихся исключительно к подвальному типу, весьма разнообразны.

Общими характерными особенностями любого рамного фундамента является наличие несущей машину пространственной многостоечной жесткой рамы, заделанной стойками в мощную опорную плиту. Горизонтальные элементы рамы образуют площадку, на которую устанавливают машины. Фундаменты рамного типа применяются главным образом для установки высокочастотных машин. Часто верхнее строение рамного фундамента делается весьма сложной формы, включающей не только элементы рамной конструкции, но также и участки стен, массивы и т. п. Рамные фундаменты чаще всего делаются железобетонными, однако встречаются случаи устройства верхнего их строения и из металла или смешанной конструкции (со стальными стойками и железобетонными ригелями).

Расчет прочности и устойчивости элементов конструкций фундамента любого типа производится по общим правилам строительной механики.